15.07.2015

В Баренцевом море прошли традиционные совместные учения России и Норвегии "Барнец-2015"

Спасение на воде приоритетная задача береговых служб независимо от флага и политической ситуации. В Баренцевом море прошли традиционные совместные учения России и Норвегии "Барнец-2015". Подразделения двух стран отработали навыки взаимодействия.

По легенде в заливе Варангер-фьорд крушение потерпело рыболовное судно. Остаться на плаву, как и развернуть средства спасения - шлюпки и плоты не удалось. 16 человек оказались за бортом. Сигнал бедствия приняли на норвежском берегу. Спасатели северного королевства незамедлительно сообщают о ЧП Российским коллегам.

"Сложность - первое - это языковой барьер, людям нужно получать опыт, общение на английском языке в соответствии с установленными стандартами при проведении спасательных операций. Второе - отработка связи - отработка каналов связи при поисково-спасательных операциях. И третье - это технические возможности - совмещение технических возможностей различных типов спасательных судов с целью достижения общей цели - поиска и спасения" - поясняет заместитель начальника ФГБУ "Северный ЭО АСР" Василий Воробьев.

В район бедствия выдвигаются суда норвежской береговой охраны. С российской стороны поисково-спасательные силы Северного флота, Росрыболовства, РосМорРечФлота, Министерства транспорта, а также пограничного управления. В воздух по тревоге поднимается военная авиация. Первым на место прибывает разведчик ИЛ-38. Он проводит первичный осмотр акватории. Несколько моряков найдены. Самолет сбрасывает специальную маркирующую бомбу. На воде образуется хорошо видимое пятно. Оно становиться ориентиром для остальных участников операции.

"Если случаются какие-то инциденты на море, обнаружить людей, судно - без авиации в общем то нам очень тяжело" - отмечает капитан-координатор Мурманского спасательного координационного центра морской спасательной службы РосМорРечФлота Министерства Транспорта России Олег Семенов.

Вслед за разведчиком вылетает спасательный вертолет северного флота КА-27. Благодаря ориентиру он находит моряков в считанные минуты. Поступила команда - всех, кто находится в пределах видимости - достать из воды. Тем временем в зону бедствия прибывают суда поисковой группы. Российские и норвежские экипажи координируют действия по рации - необходимо максимально быстро прочесать акваторию.

Суда поисковой группы выстраиваются в так называемый ордер - это своеобразная шеренга с интервалом в три кабельтовых, т.е. 540 метров. После чего они направятся малым ходом на северо-восток. Именно такая схема наиболее эффективна при поиске людей на воде. На борту спасательного буксира Микула готовят лодку. Как только на мостике заметят человека в воде - палубная команда сразу отправиться за ним. Старший группы - боцман Георгий Димов, спасатель уже 35 лет, участвовал более чем в 300 спасательных операциях.

"У нас простая работа - чтоб веревки были, буксирные устройства, коллективные спасательные средства на месте. Индивидуальные - у каждого розданы, каждый проходит курс обучения в центрах раз в 5 лет. Выполнять четко команды, знать свои обязанности и все будет нормально" - объясняет Боцман спасательного морского буксира "Микула" Северного экспедиционного отряда Росрыболовства - Георгий Димов.

Старпому Игорю Богданову вместе с боцманом однажды 15 месяцев подряд приходилось с риском для собственной жизни вдали от дома спасать других - помогали морякам на половине земного шара.

"Очень давно было в канадской зоне - там ураган был, там перевернулся маленький рыбачок, приходилось выловить плот с пострадавшими. Подошли, спустили шлюпку, приблизились к плоту, посмотрели, убедились, что все люди живы, отбуксировали плот к борту судна, подняли его на борт, оказали людям первую помощь. У нас каждый рейс боевой - вспоминает старший помощник капитана спасательного морского буксира "Микула" Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Игорь Богданов.

Моряки найдены и подняты на борт. Им оказана необходимая медицинская помощь. Несмотря на то что эти учения проводятся лишь раз в год и сценарии практически не повторяются, внимание и сложность только растут.

Мы здесь все выполняли одну задачу, друг другу подсказывали, друг друга наводили" - отмечает начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ северного флота Владимир Горбань.

"Самое сложное - да, это успеть, всегда против человека играет фактор времени. То есть первое - успеть получить во время информацию о том, что человек в беде, а второе - успеть оказать ему помощь. В условиях севера, в условиях как правило штормовой погоды, низкой температуры воды - это очень важно. Именно фактор времени. И чтобы этот фактор времени не растягивать в ситуации, когда взаимодействуют суда спасателей различных ведомств и государств - и отрабатываются эти учения, для того, чтобы этот фактор времени был минимален и было максимальное понимание участниками учений целей и задач" - поясняет заместитель начальника ФГБУ "Северный ЭО АСР" Василий Воробьев.

"Сейчас в Баренцевом море под контролем спасательных служб только Росрыболовства почти 200 судов. Помощь им спасатели оказывают регулярно. В этот год проведено уже 8 операций. Аварийные случаи с судами рыбопромыслового флота к сожалению, происходят, не так часто - и это хорошо. Но тем не менее они происходят. С начала года это уже 8 аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота и с судами, обеспечивающими Аква культуру. В Ура-губе в начале года замерзли садковые хозяйства, мы проводили там спасательные работы" - рассказывает начальник ФГБУ "Северный ЭО АСР" Анатолий Леонтьев.

Комплексная тренировка с участием норвежской стороны отличная возможность отработать навыки международного сотрудничества в рамках соглашений, которые продолжают действовать несмотря на охлаждение отношений России и западных стран.

"На спасателей санкции не распространяются, потому что человеческая жизнь бесценна и тот, кто ближе находиться к потерпевшем бедствие судну - тот и обеспечивает эту безопасность. И отработка этого взаимодействия проводится в Баренцевом море, которое мы с норвежцами совместно эксплуатируем, добываем водные биоресурсы - источник продовольственной безопасности. И должны также заботиться о рыбопромысловых судах" - поясняет Анатолий Леонтьев.

В следующем году эти же учения пройдут уже под руководством спасательных сил Северного Королевства, возможно к тому времени уже решиться вопрос в обновлении судов спасательного экспедиционного отряда.

Конечно надо строить новые суда, существующие суда в таком элегантном возрасте, но мы их поддерживаем, и на то финансирование, которое доводиться, проводим ежегодно ремонты судов под класс регистра. Конечно хотелось бы новые суда - в будущем есть такие действия в планах у Росрыболовства - строить новые суда" - отмечает Анатолий Леонтьев.

Краткий итог учений - задачи выполнены, экипажи и техника свою роль отыграли максимально эффективно - как российская, так и норвежская стороны.

Источник: ГТРК "Мурман"