24.04.2015

Мурманские морские спасатели отработали навыки борьбы за живучесть судна

Недавние события с гибелью двух многотоннажных траулеров – сначала «Дальний Восток», а затем «Олег Найдёнов» - наметили пугающую тенденцию и остро поставили вопрос о безопасности на море. Постоянные ежемесячные тренировки экипажа по предотвращению аварийных ситуаций ещё до выхода из порта – это основа основ. Сегодня мурманские морские спасатели отработали навыки борьбы за живучесть судна.

На спасательном катере «Микула» объявлена общесудовая тревога, по легенде учений в машинном отделении, а именно в районе котла, возник пожар. По отработанной схеме действий, аварийная команда «машины» покидает эпицентр возгорания и изолирует очаг.

«Нам надо перекрыть клинкетные двери, закрыть доступ распространения огня в смежные помещения», - рассказывает Геннадий Ковалько, 2-й механик СМБ «Микула».

Герметично закрыть все перегородки вокруг котла необходимо, ведь по команде в изолированное помещение будет поступать газ, который вытеснит кислород.

Сверху с помощью пожарного шланга охлаждаются смежные с отсеком помещения, чтобы избежать распространения пожара. Убедиться, что без кислорода пламя погасло, в отделение спускаются специальные разведчики в костюмах скорее напоминающих космические скафандры. В руках держат трос, с помощью нехитрой азбуки подёргиваний за него наверх идёт информация о ликвидации пожара.

А эта аварийная группа отрабатывает случай пробоины в борту – необходимо для начала завести к трещине «пластырь» с наружи, а затем залатать из внутри.

«Это называется струбцина: одевается пластырь, и обжимается между шпангоутами, - поясняет Константин Веньгин, моторист СМБ «Микула». - У нас ещё есть аварийно-спасательные средства».

Надёжность условной заплаты можно проверить только подводному специалисту – катер на воду, водолаз под воду, а руководитель водолазными работами – к монитору. Изображение с камеры передается на специальный дисплей, а устройства связи делают возможным вести диалог под водой.

Такие тренировки проводятся ежемесячно, у каждого члена экипажа даже висит надкоечное расписание по тревогам. Спасатели говорят – катастроф и смертей было бы меньше, если бы все чётко следовали СОЛАС, международному кодексу по управлению безопасностью, и конечно, наставлению по борьбе за живучестью судна. Кто знает, сколько жизней можно было бы спасти, не покидай экипаж судна на шлюпках и в гидрокостюмах, прыгая в ледяную воду?

«Важно бороться за живучесть судна максимально продолжительное время, даже если судно имеет крен, даже судно если обесточено, но человек находится всёж-таки на судне, может находиться в закрытом помещении», - говорит Василий Воробьёв, заместитель начальника ФГБУ «Северный ЭО АСР».

За первые две недели апреля потерпели крушение два больших траулера – «Дальний Восток» в Охотском море и «Олег Найденов» около Канарских островов. Причины выясняют эксперты, но зачастую судовладельцы попросту экономят на безопасности, игнорирую элементарные правила.

Источник: Арктик-ТВ